Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-Ноя-30, 14:48
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Сотрудники предприятия [1]
Резюме. Автобиографии. Эссе
СМИ о предприятии [2]
Заметки, статьи о ПСФ "РАПИД" в СМИ Хабаровского края
Архитектура городов [13]
Профессиональное мнение Члена Союза архитекторов РФ, Редколис В.Н., по вопросам застройки и архитектурного решения городских массивов
Интервью [5]
Интервью с Членом Союза архитекторов РФ, Редколис В.Н.
Семинары. Доклады [2]
О проблемах современной архитектуры [8]

Наш опрос

Проведение каких видов проектных работ, по вашему мнению, сейчас наиболее востребовано?

Всего ответов: 298

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Друзья сайта

Мини-чат

200

Прогноз погоды

Каталог статей

Главная » Статьи » Интервью

«СОМНЕНИЕ – СЕСТРА ТВОРЧЕСТВА»
«СОМНЕНИЕ – СЕСТРА ТВОРЧЕСТВА»
 
К предстоящему 75-летнему юбилею многие комсомольчане задумываются над тем, что можно сделать, чтобы любимый город стал красивее – придумывают проекты, ищут соратников и, что самое главное, воплощают придуманное в жизнь. Гость нашего сегодняшнего номера делает Комсомольск-на-Амуре красивым вот уже 25 лет, а к юбилею он приготовил городу свой профессиональный подарок – проект одной из главных площадей города, учитывая пожелания главы Комсомольска-на-Амуре Владимира Петровича Михалева. Позвольте представить – архитектор Валерий Николаевич Редколис.
 
- Скажите пожалуйста, Валерий Николаевич, а много ли в Комсомольске-на-Амуре архитекторов?
- Сейчас в университетах преподается очень много дисциплин, которые так или иначе связаны с архитектурой: это, к примеру, дизайн архитектурной среды, где готовят специалистов дизайна. В Комсомольске-на-Амуре существует Союз архитекторов, что является достаточно престижным фактом для города. В состав Союза входит 16 архитекторов, из них лицензировано восемь.
 
- Существует ли разграничение по специализации в архитектуре?
- Помимо установленных дисциплин такое разграничение я определил сам для себя. При обучении в высшем учебном заведении будущие архитекторы изучают ряд дисциплин, интерес к которым и говорит об их дальнейшей специализации, а точнее, о том, чем им будет интереснее заниматься. Я выделяю архитекторов – ландшафтников, градостроителей, объемщиков, интерьерщиков, художников и историков. Наиболее интересны художники и историки. Первые должны были идти в худграф, но отчего-то выбрали специальность архитектора. Про вторых у меня даже есть пример из жизни. Со мной учился товарищ, который до поступления в институт изучил всю историю архитектуры: отечественную и западную. Он был настолько осведомлен, что мог позволить себе спать на занятиях. Сначала преподаватели были этим недовольны, но со временем поняли, что, если он спит, то значит доволен тем, как проходит занятие и не нашел ни одной фактической ошибки. Если же преподаватель допускал неточность, он поднимал голову и говорил: «а здесь вы не правы» и исправлял ошибку. Я даже экзамены при помощи этого «специалиста» сдавал: он рассказывал мне все, что было написано в книгах и даже больше. Правда, с самостоятельным проектированием у него были трудности, да и сейчас он, насколько я знаю, занимается историей архитектуры где-то на Западе.
 
- Престижно ли в настоящее время быть архитектором?
- Это весьма спорный вопрос, потому что существует ряд критериев оценки престижа. Например, когда я был с рабочим визитом в Лос-Анджелесе, мне предлагали остаться и, если удастся разработать пару проектов для голливудских звезд, то обеспечить безбедное существование для себя и своих детей. В условиях нашего города, да и что таить, нашей страны невозможно получить такой гонорар, выполнив два-три проекта. Отношение к архитектуре у нас несколько перевернутое. Архитекторы всегда находились под диктатом власти, поэтому и сложился соответствующий архитектурный стиль – социалистический реализм. Сегодня условия диктует Заказчик, в России мало понимающих людей, готовых доверить выполнение проекта специалисту. Считается, что если заказчик тратит деньги, то он вправе диктовать все, что ему вздумается. Наверное, это в первую очередь от недостатка воспитания. Поэтому я не считаю, что моя работа может считаться очень престижной, я просто выполняю проекты, которые со временем воплощаются в жизнь.
 
- Валерий Николаевич, когда Вы решили связать свою жизнь с архитектурой?
- Сегодня мне кажется, что я выбрал эту специальность за красивое название. Я жил в Амурской области и ничего тогда еще не знал об архитектуре. Поступил в Хабаровский политехнический институт с хорошим школьным аттестатом, занимаясь рисунком, хорошо зная черчение. По традиции архитектор проходит период становления, когда, наконец, понимает, что к чему в этой специальности, решает для себя, готов он заниматься этим или нет. Архитектору, как и любой творческой натуре свойственно сомневаться в период выполнения какого-то проекта. Окончил институт я в 1981 году, а в этом году я отмечаю 25-летие творчества.
 
- Когда удалось применить полученные знания в проектирование?
- Что-то стало получаться в собственном и самостоятельном проектировании еще на уровне учебного процесса, на втором курсе. Тогда у нас появились индивидуальные занятия. По распределению я приехал в Комсомольск-на-Амуре, в девятую мастерскую «Гражданпроекта». Меня познакомили со всеми стандартами и ГОСТами и сказали, что моя учеба начинается только сейчас. На практике теоретические знания пришлось пересмотреть, началось профессиональное обучение по оформлению чертежей для строительства. Самостоятельная работа началась практически сразу.
 
- Как тогда обстояли дела со строительством в Комсомольске-на-Амуре?
- В восьмидесятые годы город Юности развивался ускоренными темпами. По сравнению с соседним Хабаровском, темпы строительства у нас были раз в пять выше. Все архитекторы были загружены работой, у нас очень быстро росли кадры, разрабатывали собственные проекты, архитекторы в кратчайшие сроки повышались в должностях, участвовали в выставках городского, краевого и союзного значения. Когда комсомольчане приезжали в краевую столицу на рассмотрение какого-либо проекта, нас всегда сторонились, побаивались, уважительно называли «комсомольскими монстрами». Мы могли сделать серьезное заключение, дать дельный совет. В нашем городе много достойных специалистов-архитекторов. Раньше времена были другие, более ответственные, поэтому с мнением специалиста считались, а сейчас к архитекторам вообще мало кто прислушивается.
 
- Свой самый первый самостоятельный проект Вы помните?
- Конечно, помню. Впервые я самостоятельно разработал проекта 12-этажных домов по проспекту Победы. Первая самостоятельная работа запомнилась тем, что пришлось впервые «бороться» с инженерами-смежниками: по молодости у меня было недостаточно аргументов и знаний, чтобы отстоять свою точку зрения. Кажется, что тогда многое не было сделано, но в большинстве случаев удалось отстоять свою позицию. Тем не менее, больше воспоминаний хороших, чем плохих, это ведь первая работа, первый опыт.
 
- Какой проект Вы по праву считаете своей гордостью?
- Самым дорогим по значимости проектом для меня является Собор Казанской иконы Божьей матери на проспекте Первостроителей. Как ни странно, но это первый новострой собора в Хабаровском крае. Нам даже здесь удалось обойти Хабаровск: православные сооружения там, к тому времени, достраивались и реконструировались, а мы построили собор с нуля. Этот проект, благодаря главе города Владимиру Петровичу Михалеву, доверили мне, хотя у меня были сомнения, смогу ли я выполнить столь серьезную работу. У нас в Советском Союзе и новой России никакой храмовой архитектуры просто не было, не было норм проектирования. Через год после того, как мы сдали первую очередь собора, вышел альбом Строительных Норм и Правил храмовых сооружений. Первым делом я стал проверять, не нарушил ли чего. Оказалось, что, по своему опыту, по визуальному знакомству с православными храмами, я практически все угадал. Сегодня Собор нуждается в строительстве второй очереди: не хватает наружного украшения, не построены необходимые сопутствующие сооружения для функционирования храма – причтовый дом, трапезная, воскресная школа, иконная лавка, мастерские утвари. Специалист без труда заметит, что мачта колокольни перевешивает объем здания. При достройке полного комплекса композиция будет уравновешена. Этот проект очень дорог для меня, и это моя благотворительная работа, поскольку финансирование на реализацию проекта было несколько урезано.
 

 
- А каким Вашим проектам суждено было так и остаться на бумаге?
- По идее, нереализованной можно считать и ту работу, которая была сделана с отступлением то проекта архитектора. Случалось и так, что авторы проектов отказывались от них в процессе работы. Заказчики нас не всегда слушают, и это болезнь роста, время заставит сделать все так, как положено. К 25-летию своей творческой деятельности я подготовил выставку, которая на минувшей неделе открылась в Музее изобразительных искусств. Она сложилась, как мозаика: я представил проект второй очереди Собора Казанской иконы Божьей матери, который, надеюсь, будет реализован в будущем. Представлен проект реконструкции железнодорожного вокзала, который, будучи молодыми специалистами, мы подготовили в далеком 1985-ом году для участия во всесоюзном конкурсе. Мы недоумевали, почему авто- и железнодорожный вокзал находятся фактически в разных концах города. Объединив их на бумаге, мы создали единый транспортный узел. Согласно проекту, мы разгрузили привокзальную площадь: транспорт, который идет с улицы Магистральной, пропустили тоннелем на Вокзальную. За этот проект мы получили первую премию, но, к сожалению, он канул в Лету. На выставке представлены варианты проектов памятника Маресьеву и участникам ледового перехода. На планшетах я представил фотографии скульпторов. Отдельная тема в экспозиции – градостроительство. Я представил проект поселка Дружба, пятого микрорайона и конкурсный проект общегородского центра Комсомольска.
 
- Валерий Николаевич, а объекты, полностью реализованные, согласно проекту были?
- Да, один из них я представил на выставке. Мне повезло встретить замечательного человека – директора недавно открывшегося винного супермаркета. Это один из тех немногих заказчиков, который выполнил все мои пожелания и проследил, чтобы строители не отходили от проекта. На выставке мне не стыдно показать рисунок того, что планировалось, и фотографию того, что получилось в итоге.
 
- Проводятся ли в городе или крае конкурсы для архитекторов, на которых есть возможность представить свое творчество?
- Знаете, я не прочь представить свой проект на конкурс, однако, за последние пять лет на уровне края не было проведено ни одного творческого состязания для архитекторов. Может, они и проводятся, но все больше на уровне краевой столицы.
 
- Город готовится к 75-летнему юбилею. Какие архитектурные подарки подготовила администрация города Комсомольску-на-Амуре и комсомольчанам?
- Насколько я знаю, в числе подарков проекты-новостройки, реконструкции важных объектов. Свою выставку я могу отнести к подаркам городу. Один из замечательных подарков – это, конечно же, реконструкция площади у ДК Судостроителей. На конкурс было выставлено два проекта: мой и проектной организации «Инфра». Мой проект выиграл, поскольку устроил Администрацию по капиталовложениям. Далее я выслушал пожелания главы о том, что должно быть на площади <…> Надеюсь, что к 20 ноября площадь будет сдана. Кстати, идея с двумя симметричными фонтанами принадлежит главе города. После реконструкции площадь преобразится, а если еще учесть, что к юбилею включат подсветку фонтанов, думаю, что комсомольчанам подарок придется по душе.
 
- Является ли наша городская архитектура самобытной или во многом повторяет архитектурные композиции других городов?
- По моему глубокому убеждению, архитектура любого поселения самобытна, так как обязательно найдутся дома, с которых город начался. В нашем случае, архитектура Комсомольска-на-Амуре – привозная, потому что дома строили приезжие архитекторы. Застройки проспекта Мира и Ленина – это ленинградские проекты, но их нужно считать отпечатком духа того времени. Долгое время особого внимания внешнему виду домов никто не уделял, поэтому все дома со временем оказались невзрачными. Сейчас же администрация города взялась за внешний вид домов, за частичную реконструкцию и отделку, за решение фасадов в определенном стиле, так что все отмечают, что город преображается. Я как специалист отмечаю, что к отделке домов подходят профессионально. Каждое здание в нашем городе пытаются сделать самобытным.
 
- Многие уверены, что дом со шпилем на площади Ленина – это, несомненно, визитная карточка города. А Вы согласны с таким утверждением?
- Это исторический объект, который очень дорог Комсомольску-на-Амуре. Когда мы видим это здание, нам представляется время строительства и характер архитектуры. Второго такого дома со шпилем я нигде не видел.
 

 
- Сотрудничаете ли вы с архитекторами из других городов?
- Я стараюсь поддерживать со всеми связь, мы частенько перезваниваемся, советуемся, делимся жизненным опытом. Конечно же, мы стараемся следить за осуществлением проектов друг друга и проявлением в других сферах творчества. Мы, архитекторы, тоже в какой-то мере творческие люди: в свободное время пишем стихи, играем на гитаре, пробуем себя в живописи. В архитектуре бывает сложно проявить свое творческое «я», потому что наше видение не всегда может совпадать с мнением заказчика. У нас с другом-саксафонистом как-то вышел спор: он жаловался, что его искусство не доходит до слушателя в чистом виде. Я ему привел аргумент, что нам, архитекторам, придется несколько раз согласовать свое задуманное и лишь потом выставлять это на суд других людей. Архитекторам постоянно приходиться отстаивать свою позицию: всегда есть борьба с инженерами-конструкторами, строителями, сантехниками, а, занчит, проявить себя еще сложнее.
 
- Как Вы узнаете о нововведениях в архитектуре?
- Я с удовольствием просматриваю журналы, читаю книги и являюсь активным пользователем сети Интернет.
 
- Большое спасибо, Валерий Николаевич, за интересную беседу! Поздравляем вас с 25-летим творческой деятельности и желаем осуществления самым интересным проектам!
 
Е. Белоусова,
корреспондент еженедельника «Наш город»
Категория: Интервью | Добавил: RedkolisEV (2011-Дек-04)
Просмотров: 795 | Теги: творчество, архитектура, интервью, Комсомольск-на-Амуре, дом со шпилем, Редколис
Copyright MyCorp © 2024 |