Приветствую Вас Гость!
Четверг, 2024-Апр-25, 08:33
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Нормативная и правовая документация [13]
ГОСТы, СНиПы, СанПины, ФЗ, Кодексы и пр.
ФЦП [13]
Тексты Федеральных целевых программ
Книги. Периодические издания. Обзоры. Статьи [2]
В данном разделе Вы найдете зарубежные и отечественные книги, современную периодику
FAQ. HELP [1]
Справочная информация
Карты. Схемы [4]
Проекты карт (схем) территориального планирования и градостроительного зонирования

Наш опрос

Проведение каких видов проектных работ, по вашему мнению, сейчас наиболее востребовано?

Всего ответов: 297

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

Мини-чат

200

Прогноз погоды

Каталог файлов

Главная » Файлы » Книги. Периодические издания. Обзоры. Статьи

Замечания к проекту генерального плана г.Комсомольска-на-Амуре
2014-Ноя-18, 09:48

Вопросы и замечания к проекту «Внесение изменений в генеральный план г. Комсомольска-на-Амуре.»

 

Предъидущий Генеральный план 1967

Действующий до настоящего времени генеральный план был разработан  ЛенНИИП градостроительства в 1984 году и утвержден  в 1987 году.

Правила землепользования утверждены в октябре 2009 года, на основании старого генплана.

Настоящая работа выполнена на основании Муниципального Контракта Заказ: МК № 13/4 от .04.2013. Заказчик: Управление архитектуры и градостроительства   администрации города    Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

Проект разработан на следующие проектные периоды:

 2013-2020(проектный) и 2033(расчетный) годы. 

Вместо  прогнозируемого почти  двукратного увеличения численности населения, происходит сокращение населения как за счет естественной, так и механической  убыли населения.  Сокращается градообразующая база, прекратил свое существование ряд предприятий. Меняются целевые установки градостроительного проектирования.

Что такое генеральный план и вкратце как и для чего он разрабатывается:

Графические материалы включают:

  • схема объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах города;
  • схема автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных инженерных сооружений;
  • схема границ территорий объектов культурного наследия;
  • схема границ зон с особыми условиями использования территорий;
  • схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • схема границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;
  • схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;
  • схемы с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
  • карты (схемы) планируемых границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке;
  • схема существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.

 

 

 

 

 

  1. Промышленность:

В основе любого поселения или города стоят градообразующие предприятия, места приложения труда-рабочие места.

     -Размещение  и мощность которых определяется экономической и политической целесообразностью.

Учитываются климатические условия, который имеют значительное влияние на экономическую рентабельность предприятий.

    2. -От мощностей таких предприятий проводится расчет необходимых ресурсов-энергетических, водных, сырьевых, трудовых.

    -Предусматривается инженерная инфраструктура- объекты тепло, водо и газоснабжения.

   -На этом этапе разработки генерального плана учитываютя все экологические и санитарно технические нормативы.

    -Устанавливаются границы территорий предприятий, жилой застройки и прочих объектов с учетом экологических требований, санитарно-защитных и водоохранных зон.

 

     3. -Обязательно анализируется настоящая и проектируется необходимая транспортная логистика, существующая и перспективная.

     4. - Когда собран такой градообразующий производственный  блок проводится расчет общего населения города.

  - По разработанным методикам, с учетом коэффициента семейственности(3.5)

 - Например на 1000 рабочих мы должны предусмотреть жилой фонд на 3500 человек.

  -И далее имея планируемое население архитектор-градостроитель начинает формировать будущие городские кварталы, с учетом всех нормативных предприятий социального и культурно бытового обслуживания этого населения.

  -Для таких предприятий обслуживания установлены проектные, годами уточненные нормативы как мощности, так и радиусы обслуживания.

в соответствии с объемно планировочной схемой будущего поселения, с акцентированием его природных достопримечательностей и индивидуальностью.

 

Так наш город, как и другой новый город начинал застраиваться, в его основе несколько генеральных планов:

 

А теперь ряд вопросов к проекту генерального плана, который сегодня на общественные слушанья представляет Центральный научно исследовательский институт по градостроительству российской академии архитектуры и строительных наук:

 В соответствии с муниципальным  контрактом  основными задачами разработки проекта по внесению изменений в генеральный план городского округа «Комсомольск- на-Амуре  явились:

  • определение основных направлений  пространственного развития города в увязке с изменением прогнозируемой численности населения, новыми приоритетами в жилищной политике (увеличение объемов малоэтажного жилищного строительства), новым Стратегическим планом развития Комсомольска-на-Амуре до 2025 год;
  • повышение уровня инженерно-транспортного обустройства территории с учетом современных решений в сфере инженерного обеспечения;
  • улучшение экологических условий проживания за счет повышения уровня благоустройства и инженерного обустройства территорий, сокращения санитарно-защитных зон  на основе внедрения в производство современных технологий;
  • повышение эстетических качеств городского пространства за счет акцентирования ландшафтных панорам, парковых комплексов, формирующих силуэт города;
  • определение мест размещения объектов местного, регионального, федерального значения;
  • создание современного информационного ресурса – электронного генерального плана на основе компьютерных технологий;
  • внесение изменений в границы  «земли населенного  пункта» с целью возможности дальнейшей эксплуатации полигона ТБО (твердых бытовых отходов).

Проектом определены два варианта развития города:

- Инновационный вариант предполагает положительные изменения  в качестве жизни  населения, что обеспечит существенные эффекты в демографических процессах.  Комсомольск-на-Амуре станет привлекательным  для жителей северных территорий Дальнего Востока. Улучшится соотношение рождаемости и смертности, что  обусловит рост  населения города к 2025 г. до 350 тыс. чел. и омоложение его возрастной структуры. 

- Инерционный вариант - эти тенденции будут не столь благоприятные в силу последовательного снижения конкурентоспособности Комсомольска-на-Амуре по сравнению  с административными центрами Дальнего Востока и другими регионами России. Однако, учитывая  селитебную роль  Комсомольска-на-Амуре, планируется к 2025 г. небольшое (до 300 тыс. чел.) увеличение численности населения.

 

 

 

Вопросы по порядку или по этапам выполнения генерального плана.

  1. Промышленность.

Итак главный фактор -развитие промышленности на проектный и на расчетный срок.

В проекте должно быть Экономическое  обоснование развития города выполненное на основе анализа информации о перспективном развитие всех хозяйствующих на данной территории субъектов.

Должна быть проведена серьезная работа по изучению всех программ местного краевого и федерального уровня, предусматривающих развитие отдельных отраслей.

С основными городскими предприятиями генеральный план, я надеюсь согласован.

Наряду с крупными предприятиями-флагманами , должны быть изучены и планы средних и малых предприятий.

 Малый и средний бизнес тоже требует внимания и рассмотрения и учета его перспективных потребностей.

В проекте, в частности в материалах по обоснованию я не нашел конкретики по численности городского населения, занятого в этом бизнесе .

 

Развивается и малый бизнес, преимущественно представленный предприятиями оптовой и розничной торговли, в которых работает 36,3 % от общего числа занятых.  В сфере малого и среднего предпринимательства работает более 24,0 % населения, занятого в экономике города. 

Для всех городских предприятий необходимо представить территории для перспективного роста и обозначить перспективные границы территорий предприятий, с учетом экологических требований, санитарно-защитных и водоохранных зон.

С учетом того, что многие городские предприятия, в силу объективных причин. Прекратили свое существование, необходимо планировать либо размещение на пустующих территориях новых либо предусматривать соответствующие мероприятия по рекультивации.

 

 Прекратили свое существование следующие предприятия сельхозназначения:

  • мясомолочный совхоз «Индустриальный»;      
  • свинооткормочный комплекс «Дземгинский» на 10 000 тыс. голов свиней,     
  •  совхоз «Восток».

Сегодня вопрос развития и поддержки Росссийского сельхозпроизводителя стоит как никогда остро.

Что прогнозируется взамен, учтены ли перспективные площадки под такие комплексы?

Изучая документы проекта , сегодня я вижу только констатацию фактов.

Этого недостаточно-должны быть предложены варианты восстановления или замещения.

 

 

 

 

 

                2.Вопрос ресурсах-энергетических, водных, сырьевых, трудовых.

Для строительства или расширения новых предприятий и объектов необходим расчет необходимых ресурсов.

Площадки для размещения соответствующих инженерных сооружений-таких  как  трансформаторные подстанции, насосные станции, очистные сооружения.

Помимо площадок для размещения таких объектов необходимы технические коридоры для прокладки инженерных  магистральных сетей .  И они должны быть заложены либо в профилях улиц или в самостоятельных незастроенных коридорах. 

Уже сегодня в городе периодически наблюдаются проблемы прокладки инженерных коммуникаций.

  Как сети будут проходить вместе с основными городскими улицами?

В представленном проекте я таких проработок не нашел.

А это значит, что пожелания и мнение городских сетедержателей не выслушаны и не учтены.

И проектные предложения с заинтересованными службами не согласованы.

 

3. Транспортная схема или транспортная логистика.

Наш город стоит на великой реке.

 Экономическая эффективность водного транспорта не вызывает ни у кого сомнений.

А перспективным развития планом этот вопрос освящен недостаточно.

Что ждет в перспективе эту отрасль.

В представленном проекте обозначены дноуглубительные мероприятия.

Будет ли реконструироваться речной вокзал? Портовые сооружения.

 Уже сегодня требуется перенос городского пляжа, находящегося в недопустимой близости от речного вокзала.

Обязательно будет развиваться воздушный транспорт. Комсомольск является одним из важнейших центров Российского авиастроения.

 В Федеральной Целевой Программе «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» заложены мероприятия по реконструкции аэропортового комплекса «Хурба», в том числе реконструкция взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных дорожек, внутриаэродромных дорог, патрульной дороги и ограждения аэродрома, очистных сооружений, замена светосигнального оборудования и других объектов.

Реконструкция аэропорта позволит принимать тяжелые гражданские самолеты  и в будущем обслуживать международные направления.

 

Будет развиваться малая авиация, в том числе обязательно появится парк частных самолетов и вертолетов.

Много  малых населенных пунктов  по р.Амур , в экстренных случаях они  только так и могут обслуживаться. Это и санитарная и пожарная авиация

Объекты для этих целей требуют дополнительных площадей и особых условий.

Железнодорожный транспорт.

Сегодня правительство и президент ставят задачи по оживлению и интенсификации Байкало-Амурской магистрали. 

Что в связи с этим предусмотрено в программе развития станционного и путевого хозяйства? Будет ли увеличена пропускная способность ж.д. вокзала?

Только констатация факта , без предложений о решении возникших проблем.

 

Почему новый генеральный план не учитывает предыдущие генпланы и не предлагает вынос железнодорожной ветки, идущей на ст.Дзеги из зоны жилой застройки?

Главный ходовой путь ст.Комсомольск-ст.Дземги.( Вокзальная Севастопольская, Кирова)

Не одно десятилетие существующая дорога стоит с нарушением действующих санитарных норм.

 

Дорожная инфраструктура:

Если мы в основе оставляем действующий генеральный план и только вносим изменения, то будьте добры оставить в действующем генплане ранее предусмотренную транспортную схему.

А соответственно и профиль основных магистралей. Это относится и к загруженности улиц и прокладке инженерных коридоров для сетей.

В проекте обозначена загруженность Комшоссе, и начинаются поиски как ее разгрузить.

В частности улица Красногвардейская переходит через Киров, далее через частный сектор и через мост на п. Парковый, проходит по берегу между территорией завода Парус и Амуром, опять через мост и теперь уже по береговой границе п.Победа. Это что за улица, ее назначение и эффективность капитальных вложений?

Достаточно выполнить Комшоссе по профилю, предусмотренному действующим генпланом ,где трамвайная линия находилась бы между полосами движения и получим двойное увеличение пропускной способности.

Такой профиль Комшоссе заложен в действующий генеральный план.

 Но если сейчас графически нанести эти проектные границы на существующее положение, то обнаружиться, что выполнить это не позволяют недавно построенные здания- заправочный комплекс и Боулинг центр на базовой, строящийся торговый центр на углу Комшоссе и Победы.

 Управление архитектуры в ведении кого находятся материалы существующего генплана и которое должны выполнять его решения как закон не удосужилось задуматься о перспективах, когда отводили площадки под такие объекты.

 Такая же участь постигла и ул. Вокзальную.

Для развития привокзальной площади и расширения вокзала, генпланом города предлагалось сделать транспортный тоннель с магистрального шоссе по ул Вокзальной под привокзальной площадью для пропуска грузового транспорта.

Но на привокзальной площади главный архитектор успел поставить фонтан , а дальше на Вокзальной огромный ТЦ Бум и все перспективы развития площади и улицы на этом закончилась.

УАиГ не подумало о перспективном продолжении улицы Ленина по прямой (Новое Ленина)через п.Мылки.

Несколько десятилетий не разрешали капитально застраивать Мылки-территория в зоне подтопления, требующая инженерной подготовки и резервная ,по сути для реалиции планировочных решений.

В одночасье разрешили индивидуальное строительство, без ограничений и без специальных условий. В результате новым генпланом предлагается искривленные « по месту» и ул.Ленина и ул.Гамарника ,Гагарина и Аллея Труда.

Кроме как непрофессиональным, поверхностным отношением к генеральному плану работу управления архитектуры я назвать не могу.

И нашим жителям города наглядно видно. Как здания торговых центров вываливаются за красные линии, за линии застройки. Свежий пример -офисное здание на улице Ленина , перед храмом Казанской иконы.

 От того, что не соблюдается генеральный план развития города, появляются пятиэтажные дома на пр.Первостроителей, за храмом при движении к вокзалу.

Вот такие неграмотные решения  и породили конфликт главного архитектора города и городскую организацию Союз архитекторов.

 

А главный архитектор города состоял в нашей организации, но категорически игнорировал замечания коллег. Ссылаясь на должностные обязанности перед главой города.

Союз архитекторов свое решение принял, исключив его из Союза Архитекторов.

 

Есть вещи настолько очевидные. Что не требуется специальных знаний:

-Красногвардейская как магистральная улица районного значения не может пройти насквозь ул.Кирова, через жилую застройку и далее до п.Победа. А главное для чего?

-Сквозная улица районного значения Молодогвардейская от пр. Октябрьского через библиотеку Островского до пр. Интернациональный?

 

Жилая или селитебная зона города.

 

Усадебная застройка вдоль р.Силинки.

Водоохранная зона р.Силинка и размещение усадебной застройки с западной стороны в прибрежной зоне. Только при условии централизованного водоотведения.

Запрещена , согласно Водного кодекса вспашка земель в прибрежной зоне -как вести хозяйство?

Ширина водоохранной зоны устанавливается:

- от пятидесяти километров и более - в размере 200 метров.

 

Но опять в нарушение санитарных нормативов, в зоне Силинского водозабора, Выше него по течению  появляется поселок Тихий.

 Новый участок на левом берегу р. Силинка, севернее ж/д 

Минеральные удобрения, отходы жизнедеятельности.

 

Усадебная застройка в п.Победа. 

Зона глиссады самолетов авиазавода.

В зоне подлета запрещено строительство жилых домов.

Нельзя на проблему закрывать глаза. Необходимо либо резервировать площадки для переселения жителей с этих территорий, либо проводить реконструкцию взлетно- посадочной полосы и менять направление подлета в соответствии с действующим генеральным планом.

Что в проекте нового генплана:

- при размещении новой  жилой застройки – учет негативного влияния  взлетно-посадочной полосы  аэродрома Компании «Сухой» КнААЗ им.Ю.А.Гагарина (п.Победа);

Приведу пример: два года назад мы разрабатывали генеральный план села Богородское Ульчского района. Там точно такая же ситуация. Самолеты заходят на посадку с Амура и взлетают в сторонй Амура. И в зоне глиссады находится порядка 200 жилых домов.

Мы доказали необходимость переноса этой части жилой застройк, в силу особенностей рельефа там невозможно переориентация ВПП-взлетно-посадочной полосы.

Индивидуальная жилая застройка в мкр.Парус

При ЧС необходимо предпринимать экстренные меры искать готовые площадки для размещения малоэтажной застройки. Но нельзя забывать о стоимости данных искусственно созданных территорий-это огромные объемы( до 10м) намытого песка.

И если бы не режим ЧС , то нельзя такую территорию отдавать под застройку с небольшой плотностью. Экономически неоправданно.

Но и сейчас, когда доми для подтопленцев построены, необходимо на оставшихся участках применить среднеэтажную застройку, максимально увеличив плотность населения квартала.

Необходимо представить радиусы действия существующих и перспективных предприятий обслуживания жилой застройки.

В материалах по обоснованию генплана указаны радиусы охвата действия школ и детских садов, но

 По схеме пешеходной доступности объектов социального обслуживания не отражена охватываемость существующих жилых районов. Много предприятий дошкольного образования мы потеряли. Как планируется их компенсация?

Не предусмотрены нормативные предприятия обслуживания для участков индивидуальной застройки вп.Хапсоль1-2, п.Менделеева, Победа, Мылки, Амурсталь, Таежный?

Слабо отражена в предлагаемом проекте генплана - Инженерная подготовка территории, защита от паводков и наводнений

 

В общем вопросов больше чем ответов.

Из технических замечаний:

Несоответствие функциональных зон существующим правилам землепользования, принятыми в 2009 году.

На карте функциональных зон нового генплана, я не нашел зоны с малоэтажной застройкой

          1. Ж – 1. Зона многоэтажной жилой застройки
  •               

     2. Ж – 2. Зона среднеэтажной жилой застройки

                многоквартирные жилые дома не выше 5 этажей;

   3. Ж – 3. Зона малоэтажной жилой застройки

               многоквартирные дома не выше 3 этажей;

    4. Ж – 4. Зона индивидуальной жилой застройки

               индивидуальные жилые дома не выше 3-х этажей;

 

ФЗ-123 и СНиП 2.07.01-89 МАЛОЭТАЖНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКОЙ считается застройка до 3 этажей включительно

 

В климатических характеристиках нашего района указана глубина промерзания 2.17м, хотя каждый из проектировщиков знает что это 2.92м

Сейсмичность не упомянута вовсе-7баллов

 

Во  многих аналитических материалах нет данных по сегодняшнему состоянию.

А это обязанность подразделений городской администрации.

За корректировкой генплана должна последовать корректировка Правил землепользования и застройки. Для чего пять лет назад муниципалитет истратил более 20млн. рублей на Правила эемлепользования(выполненные по генплану 1987 года?

 

А как же, созданный  Градостроительный Совет?

Ведь Комсомольские архитекторы добивались его создания почти два десятилетия?  В прошлом годуПостановлением главы создан  Градостроительный совет из 14 членов, из которых 11 работники администрации города. Это просто нескрываемая насмешка над архитекторами, строителями и просто горожанами, кому не безразлична городская застройка.

 

Для того, чтобы строительство в городе было прозрачным, привлекательным, интересным необходимо восстановить в нашем городе по-настоящему общественную организацию- Градостроительный Совет. С профессионалами архитекторами. Строителями, художниками, видными деятелями, представителями общественных организаций.

И здесь все надежды наша городская организация  Союза Архитекторов возлагает на нового, молодого и энергичного мэра.

А рассмотрение подобных жизненно важных для города проектов необходимо проводить только  очно с авторами проекта. Назначив оппонентов для защиты проекта.

Из замечаний А.В.Сердитинова-председателя городской организации Союза Архитекторов РОССИИ:

Как можно рассматривать изменения в генеральный план без самих материалов генерального плана и других материалов, в частности без материалов, разработанного в 2003г. «Проекта зон охраны объектов культурного наследия», о котором разработчики «Внесения изменений…» наверняка даже не проинформированы, исходя из материалов обоснования и основных схем.

 

К сожалению, видимо невнимательно отнеслись проектировщики к материалам предыдущего генерального плана, где нет восьми изгибов на версту, как в новых схемах – для примера это продолжение Аллеи Труда, Гагарина, Гамарника. Опять же, к сожалению, представленная транспортная схема не решает не внутренних транспортных проблем, не проблем внешнего транспорта.

Вместе с тем в материалах обоснования, есть несколько фраз о десятиметровой опоясывающей город дамбе, по которой и логично делать эту дорогу.

Никак не решается вопрос перегрузки транспортом улиц Кирова, Вокзальной, Севастопольской, Комшоссе.

К вопросу об инженерном обеспечении – обосновании нет ни одной фразы, решающей городское водоотведение с улиц Вокзальной, Аллеи Труда, Дзержинского, пр.Интернационального.

По схеме размещения объектов капитального строительства и анализа соцкульбыта, вроде бы все есть, за исключением учреждений профессионального образования, в городе страшный дефицит квалифицированных рабочих.

Зоны многоэтажной застройки размещены на подтопляемой территории, видимо проектировщик не ведает что отсыпанные территории заканчиваются на границе застроенной территории шестого микрорайона, пятого жилого районе «Мылки».

 Есть в обосновании одна фраза о создании рекреационной городской зоны – на самом деле это большая проблема, находясь в окружении природных водоемов, город не имеет зоны отдыха, но на схемах это ни как не отражено, впрочем, как и забытый в дельте р.Силинки огромный песчаный карьер - по сути подкопа под Судостроительный завод, про него тоже нет упоминания в анализе промышленных предприятий, как и про завод «Амбер», находящийся в зоне многоэтажной застройки.

 Неплохо бы проектировщикам появится на месте, может быть анализ станет точнее, а дорога короче.

   В завершении хочу напомнить, что генеральный план не «кафтан» для кройки, а документ, по которому предлагается жить до 2033 года и иметь как минимум перспективу развития. Считаю, что в таком виде документ не может быть принят.

 

 

 

Категория: Книги. Периодические издания. Обзоры. Статьи | Добавил: RedkolisVN | Теги: новый генплан города, Корректировка генплана города, Комсомольска-на-Амуре
Просмотров: 2646 | Загрузок: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |